воскресенье, 27 января 2008 г.

10 качеств идеального кандидата

Не так давно был разговор в офисе с коллегами - обсуждали, где брать потенциальных консультантов. Я предложила для начала определиться с портретом нашего кандидата, примерно выяснить его социальный статус, возраст, профессию, и другие данные. А потом уже подумать, где такая аудитория "водится", и соответственно, найти ответ на вопрос, ГДЕ лучше всего ее искать.


Ведь если вы собираетесь в лес по грибы, вы для начала выясняете, как они вообще выглядят, эти грибы. Какие из них съедобны и хороши, а какие - негодны и ядовиты? Но мои коллеги никогда не задумывались над этим вопросом, и поэтому я получила такие ответы:

- Не угадаешь, кто будет работать, а кто - нет;
- Потенциальным кандидатом может стать кто угодно;
- Подписывай всех, кто движется, а потом разберемся.

После того, как я начала активно рекрутировать через интернет, и узнала словосочетание "целевая аудитория", меня уже перестали удовлетворять такие ответы. Я задумалась над портретом моего идеального кандидата, и вот что получилось.

Многие почему-то думают, что я подписываю исключительно сетевиков из других компаний. У меня действительно есть сетевики в структуре, да это и неудивительно: я и сама пришла в Edelstar из другой МЛМ-компании. И поэтому мне понятно, что волнует сетевиков, я знаю, что путь перехода из одной компании в другую вместе со структурой отнюдь не усыпан розами, я понимаю специфические сетевые термины, и поэтому могу понять сетевика и ответить на его вопросы. Тем не менее, далеко не любой сетевик является моим потенциальным кандидатом. Сетевиков, присматривающихся к новому бизнесу в другой компании, я могу условно разделить на две большие группы:

- Не достиг своих целей в "старой" компании, так как не использовал свой личный потенциал;
- Использовал личный потенциал, но исчерпал потенциал своей компании.

Попробую объяснить:)

Первая группа товарищей относится к многочисленной группе сетевиков, которые ищут причины неудач не в себе, а в компании, или в спонсорах. И это на фоне вполне успешного роста и процветания его компании, когда растет товарооборот, появляются новые лидеры и квалификации, в том числе в том регионе, где этот человек живет и работает. Такой "сетевик" обычно начинает разговоры с того, что спонсоры не помогают, цены высоки, лидеры далеки, и он считает, что компания должна... (дальше идет список того, что должна компания). Такой человек не задумывается над вопросом, почему на фоне роста других веток сам он не достигает поставленных целей. Обычно такие люди не умеют и не любят продавать, соответственно, они не понимают потребности других людей и не могут наладить с ними контакт. Единственный человек, который их по-настоящему интересует - это он сам. Такие "сетевики" не догадываются, что "тараканы", с которыми они переходят из одной компании в другую, не дадут им развиться и на новом месте. Подобные "жертвы обстоятельств", как читатели уже догадались, не являются моими потенциальными кандидатами.


Вторая группа - сетевики, принявшие идею сетевого маркетинга, продавцы, рекрутеры, люди с активной жизненной позицией. Они уходят из "старой" компании в тот момент, когда компания или закрывается, или из-за просчетов менеджмента теряет большую часть рынка. Общий товарооборот компании значительно падает, или же он застывает на "точке замерзания", когда даже очень активный рекрутинг приводит только к "латанию дыр", но не способствует росту. Анализируя ситуацию и КПД своей деятельности, такой сетевик принимает решение сменить точку приложения усилий. Эти люди обычно долго присматриваются, часто задают "неудобные" и каверзные вопросы, взвешивают все "за" и "против". Но мне нравится работать с такими кандидатами, потому что в их сомнениях, вопросах по делу и осторожных оценках я вижу себя образца 1999 и 2004 года, когда я принимала решения о переходе в другую компанию. Такой сетевик часто бывает трудным кандидатом, но мне интересно с ним работать.

Итак, на вопрос: "Является ли сетевик моим идеальным кандидатом?", я отвечу: "Далеко не каждый".

В период с 1993 по 1999 год, когда я сотрудничала с Гербалайф, никаких сетевиков на просторах нашей Родины еще не водилось. И сначала мы, первые гербалайфщики, сделали сетевиков из себя сами, а затем делали сетевиков из "подручного материала". Поэтому для меня вполне естественно подписывать людей без опыта работы в МЛМ, а затем обучать их тому, что знаю сама. И таких новичков ко мне приходит много. Правда, моя первая линия не даст соврать и подтвердит, что обучение строится по принципу: "Спросил - получил ответ, не спросил - не получил". Методом принудительного вскармливания ни из кого еще не сделали лидера ни в одной компании.

Я рада, что сегодня, когда я это пишу, в моей структуре родился новый директор, и этот человек до прихода в Edelstar не имел опыта работы в МЛМ.

Итак, я уже написала портрет своего потенциального кандидата из сетевой среды, и теперь приступим к портрету идеального кандидата из среды не-сетевой. А таких, как я уже говорила, большинство.

1. Позитивное мышление. Самое важное качество для успеха в любой области! Но таких "готовеньких позитивов" не так уж много, хотя они иногда встречаются, поэтому важно не только то, насколько позитивно человек оценивает мир вокруг себя сегодня, но и его желание работать над собой и постепенно развивать в себе эти навыки.

2. Есть желание что-то принципиально поменять в своей жизни. Конечно, в сетевой компании всегда будут потребители, продавцы, мелкие строители групп и лидеры. Но меня в основном интересуют последние:) А потенциальный лидер - это человек, который уже не может жить по-старому: ходить на старую работу, жить в старой квартире и спокойно дожидаться обеспеченной государством старости. Он хочет поменять многое в своей жизни, и готов тратить на это время и усилия.

3. У него есть источник дохода, на который он может жить в "переходный период". Он может вложить небольшие деньги в закупку товаров для себя, рекламные материалы, билет на семинар.

4. Возраст от 25 до 60 лет. Есть блестящие примеры того, как молодые ребята добивались великолепных успехов в МЛМ, и примеры, как люди более старшего возраста делали карьеру, но мой опыт говорит о том, что именно этот возраст - от 25 до 60 лет - наиболее продуктивен для развития в МЛМ. В конце концов, я ведь рисую портрет СВОЕГО идеального кандидата.

5. Не принципиально, мужчина это или женщина, хотя стиль мужчин и женщин в МЛМ-бизнесе заметно отличается. Мужчины - лучшие мотиваторы и ораторы, "зачинатели" идей и концепций. Женщины лучше справляются с вынашиванием, выхаживанием, воспитанием и созданием "питательной среды". Мужчина зажигает, женщина не позволяет огню потухнуть. Выяснять, чья роль в сетевом бизнесе более значительна так же малоперспективно, как и обсуждать, "кто важнее в семье - мама или папа?". Кстати, в МЛМ очень часто прекрасных успехов добиваются именно семейные пары.

6. Здоровое отношение к деньгам. Мой идеальный кандидат не ищет халявы, не верит в сказки про быстрое обогащение, не влезает в долги и старается не брать кредитов, в то же время он не жаден, и понимает, что любой труд должен быть оплачен. Он не ездит зайцем, у него нет фальшивых удостоверений ветерана куликовской битвы для бесплатного проезда в трамвае, он не считает, что кто-то ему должен что-то делать "за так". Он понимает, что деньги появляются в процессе создания каких-то ценностей, нужных другим людям, а не в результате манипуляций и "оригинальных" схем обогащения.

7. У него есть время на бизнес. Если это человек, который работает полный 8-часовой рабочий день, он готов оторваться от телевизора и дивана по вечерам, и сделать звонки или визиты клиентам. Если это молодая мама с маленьким ребенком, у нее есть кто-то, кто может сменить ее на "вахте", пока она съездит на склад, сходит к клиентам, посетит семинар.

8. Мой идеальный кандидат имеет компьютер, подключенный к интернету, и владеет им на уровне пользователя. Как минимум, он умеет пользоваться электронной почтой и может зайти в свой персональный офис на сайте компании.

9. Он обучаем. Он читает, слушает, делает выводы. Учится на своих и чужих ошибках. Он звонит, пишет, стучит, и задает вопросы.

10. Он похож на меня:) Мы можем найти общий язык и подружиться.

Вы спросите, нахожу ли я таких людей? Конечно! Где? В интернете!

6 комментариев:

Андрей Грегорович Литвин комментирует...

Спасибо, Екатерина, за то, что сформулировали эти 10 пунктов!
Во-первых, именно таких людей ищу и я, да и, наверное, многие другие сетевики. Во-вторых, приятно было обнаружить, что в нарисованном Вами "портрете" я узнал себя.

Единственно, по поводу чего можно возразить - это ваша фраза "В период с 1993 по 1999 год, когда я сотрудничала с Гербалайф, никаких сетевиков на просторах нашей Родины еще не водилось."
Судя по тексту, Вы начали реализовывать себя в Эдельстаре после 5-летнего периода раздумий с 1999 по 2004 год. Я в те годы вообще не интересовался не только сетевым, но и вообще бизнесом. Тем не менее, точно знаю, что уже с 1995 года наша компания Тенториум начала работать в сфере сетевого бизнеса, а к 2004 году у нас был уже не один десяток сетевиков высшего сетевого статуса. Так что сетевики "водились", но Вы с ними, увы, не пересеклись. Иначе, сейчас блистали у нас в дружной президентской команде! :))

Анонимный комментирует...

Статья получилась отличная!

Unknown комментирует...

Добрый день Екатерина!Я с Вами согласно и считаю себя Вашей ученицей по поводу работы в интернете.Диана Воронина

Екатерина Бокитько комментирует...

Андрею Литвину: с 1999 по 2004 год я не раздумывала, а сотрудничала с компанией "Планета М" :)

Константин комментирует...

Катя выражаю восхищение вашим талантам, что не статья то шедевр! Один мой коллега выдал на днях "Движение вперёд всегда начинается с пинка под зад" ваши статьи во многом тот самый пинок под зад который заставляет шевелится многих, и это классно! Спасибо вам за это :) Очень обрадовался узнав что ваши бестселлеры появились в каталоге EDELSTAR, уже заказываем...

Нино комментирует...

Екатерина, отличная статья!:-)
Спасибо!